После обретения независимости Узбекистана наряду с вопросами построения демократического государства, решение и развитие политико-экономических отношений, и социальных проблем стал вопрос поднятие имиджа страны наряду с развитыми странами.
В этот период в мире набирал оборот процесс глобализации. Данный процесс в корне изменил те системы, которые считались незыблемыми. Даже развитые страны пришли в замешательство от этих процессов обновления. В период перехода Узбекистана в демократическое государство было сложным, соответственно и формирование положительного имиджа была сложной задачей.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметил, что «сегодня Узбекистан стремительно развивается. Бережно храня мудрость прошлых поколений, мы осознанно идём на решительные реформы, привержены формированию нового облика страны».
На сегодняшний день, когда внутренние социально-экономические условия в стране улучшились, еще большую актуальность приобретают вопросы имиджа Узбекистана. Процесс формирования государственности независимой республики происходил в гармонии с развитием сотрудничества с различными иностранными государствами, а также расширением связей, охватывающих многие отрасли.
Вместе с развитием механизма совместного сотрудничества с зарубежными странами формировался и имидж Узбекистана. Со временем он стал развиваться в соответствии с внешней средой. Время поставило на повестку дня вопросы реформирования внутренней информационной среды страны, превращения ее в неотъемлемую часть мировой информационной среды.
Таким образом, предполагается поднять на новый качественный уровень участие национальной журналистики и национальных СМИ в формировании внешнего имиджа государства
Создание новых методов, направленных на повышение роли национальных СМИ в повышении имиджа страны, объединение сил, ведущих борьбу с недобросовестной информацией, наносящей ущерб имиджу, ускоряется превращение национальной журналистики в средство борьбы за внутренний и внешний имидж.
В таких условиях большое значение имеет разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по еще большей активизации борьбы против неправильного толкования и фальсификации имиджа республики, а также создание стратегии развития имиджа страны. Расширение объема позитивных и достоверных материалов и в национальных, и в зарубежных средствах массовой информации, повышающих имидж Узбекистана, является важной задачей.
Необходимо поднять на новый качественный уровень национальные СМИ. Это особенно важно для телевидения. Безусловно, нужно подчеркнуть новшества в содержании и смысле национальных телепередач. Вместе с этим нельзя закрывать глаза на то, что большую часть эфирного времени занимают зарубежные сериалы, телешоу и дискуссии.
Хотим мы этого или нет, но для завоевания умов нашей молодежи, отвлечения их внимания от зарубежных телеканалов наши национальные телепередачи должны коренным образом измениться и укрепить свою конкурентоспособность, как этого требует время. Широкое внедрение зарубежного опыта в сфере использования национальных СМИ в интересах государства имеет свои плюсы. В условиях глобализации высокий уровень положительного имиджа государства еще выполняет и функцию обеспечения граждан страны информацией и их воспитания.
Имидж страны свидетельствует о ее экономической мощи, силе, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является символом престижа, авторитета страны перед глазами зарубежной общественности, успеха ее международной политики.
Имидж как целенаправленно формируемый образ для эмоционально-психологического воздействия на аудиторию являет собой сложную конструкцию.
Стабильное, продолжительное присутствие государства в медиадискурсе и новостной повестке дня (как на глобальном, так и локальном уровнях) играет важную роль в процессе формирования имиджа страны. Медиаимидж – это элемент опосредованного имиджа, который создаётся и транслируется через СМИ. Именно он, способен определять совокупность представлений, эмоциональных реакций и поведенческих интенций у целевых аудиторий в отношении государства в течение определенного временного интервала.
Деятельность периодических печатных изданий, телерадиоканалов, информационных агентств, в том числе Национального информационного агентства Узбекистана – УзА и информационного агентства «Дунё» в данном направлении имеет большое значение. Ими осуществляется ряд мер по большему развитию данной сферы. Так, такие традиционные жанры, как новости, информация, репортаж, статья, а также фото- и видеосюжеты, передаваемые этими информационными агентствами в страны всего мира, совершенствуются поэтапно. Как показывают наблюдения, нижеприведенные темы могут открыть новые возможности для нашей национальной журналистики в деле определения своего места в мировой информационной среде
Сегодня одной из основных задач является формирование в зарубежных странах положительных представлений об Узбекистане, установление с различными странами дружественных отношений, основанных на взаимоуважении.
Разъяснение сути внутренней политики государства в зарубежных странах, последовательное проведение мер, способствующих росту имиджа страны, доведение до мировой общественности правдивой информации – должны стать неотъемлемой частью мероприятий в данной сфере. Необходимо подчеркнуть, что вопрос оказания воздействия на мнение зарубежной общественности путем большего развития каналов передачи информации из Узбекистана в зарубежные страны (спутники, Интернет) все еще остается актуальным.
В основе стратегического планирования действий по формированию имиджа государства лежат два важных вопроса: во-первых, трудность точной и конкретной демонстрации реальных результатов, эффективность проводимых работ и их оценки. Потому, что международный имидж того или иного государства является относительно широким понятием
Анализ воздействия государственных органов на средства массовой информации страны с целью развития международного медиа имиджа Узбекистана дает возможность выдвинуть следующие предложения:
– имидж страны в национальных СМИ должен основываться на реальных условиях, адекватно отражать социально-экономические, политические, историко-культурные компоненты, а его формирование должно быть процессом, осуществляемым по конкретному плану;
– в развитии имиджа страны отдельное место и значение имеет и деятельность местных экспертов. Потому что их сфера влияния на внешнюю информационную среду является относительно солидной;
– необходимо создать спутниковый телеканал, вещающий на нескольких иностранных языках.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Мирзиёев Ш. Выступление на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. http://www.uza.uz/ru/politics/prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y-ses-20-09-2017.
- Дўстмуҳаммад Х.Н. Ахборот – мўъжиза, жозиба, фалсафа. –Т.: Янги аср авлоди, 2013. – 320 б.
- Мўминов Ф. Ахборот хавфсизлиги ва ижтимоий тараққиёт// Ўзбекистон матбуоти, 2007 й. 5-сон, 18-19 б.
- Данаева З. Имидж страны. Страновой брендинг. – электронное издание//www.zakon.kz
Беруний Алимов, PhD, доц.
факультет Международной
журналистики УзГУМЯ
Материалы международной научно-практической конференции “Роль СМИ в процессе глобализации”.
22 апреля 2019 года. г. Нукус.