Объективность и достоверность – инструменты качественной журналистики

Сегодня мы живем в то время, когда гласность и свобода слова перестали существовать только на бумаге, а стали важным инструментом на пути построения сильного демократического государства. Благодаря появлению в отечественном медиапространстве открытости об Узбекистане стали узнавать и говорить за рубежом.

В Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года лидер нации отмечал, что средства массовой информации наряду с объективным освещением масштабных изменений, происходящих в нашей стране, привлекают внимание государственных ведомств и общественности к актуальным проб­лемам на местах и побуждают руководителей всех уровней решать эти проблемы. Сегодня они все больше становятся «четвертой властью». Конечно, острые и критические материалы не нравятся многим чиновникам на местах, но гласность и свобода слова – это требование времени, требование реформ в Новом Узбекистане. В последние четыре года мы учимся жить и работать в создаваемой в нашем обществе атмосфере гласности и открытости, свободы слова.

Действительно, сегодня можно смело сказать о том, что нынешние СМИ очень сильно отличаются от тех, которые были еще лет 5-6 назад. Во-первых, в настоящее время отечественные СМИ начали отражать современные реалии без прикрас. Об этом говорил и Президент на встрече в начале февраля 2021-го с журналистами в Ферганской области. Тогда лидер страны отметил, что СМИ сегодня не только говорят о достижениях, но и поднимают острые вопросы, показывают проблемы. Президент подчеркнул, что на первом месте неизменно должна быть свобода слова, а представителям средств массовой информации необходимо стремиться к тому, чтобы на деле стать «четвертой властью».

Конечно, в журналистике сегодня еще существует ряд определенных проблем. Во-первых, в отечественных изданиях еще не до конца изжила себя практика пафосных и хвалебных материалов. Пусть они встречаются уже не в таких количествах, как раньше, но тем не менее некоторые журналисты еще не отошли от этой тенденции. Во-вторых, с появлением интернета профессиональная журналистика в какой-то мере утратила свою значимость. На просторах Всемирной паутины стало возможным делиться мнением, распространять фото- и видеоматериалы не только для работников прессы, но и простых граждан, которых сегодня называем блогерами. Однако между профессиональным журналистом и блогером все же существует разница. Как правило, первые опираются исключительно на слова экспертов в той или иной области, смотрят на ситуацию с разных сторон, исключая субъективность.

Вторые же работают на аудиторию здесь и сейчас. Увидел, заснял, выложил в сеть – и вот готовый контент. Конечным результатом в обоих случаях становится подготовка медиапродукта, который получит аудитория. Профессиональные журналисты, как правило, более аккуратны в своей работе, так как являются лицом издания, несут ответственность за каждое сказанное слово. Многие понимают, что любое сообщение может быть принято читателем за абсолютную правду. Блогеры же не боятся открыто заявлять о своей позиции по тому или иному случаю, в их работе больше собственного мнения. Но мы не раз становились свидетелями, когда ради хайпа они выдавали недостоверную и непроверенную информацию. Ни в коем случае не обобщаю, так как среди отечественных блогеров немало тех, которые тщательно работают с фактами, проверяют их достоверность, при этом открыто заявляя о существующих в обществе проблемах. Здесь хотелось бы отметить, что в нашей стране действуют более десяти законов, регулирующих деятельность средств массовой информации, принят Кодекс профессиональной этики журналистов. Подобный документ нужен и блогерам. В настоящих условиях это необходимо, так как будет способствовать формированию свода этических норм и правил в сфере.

Как вы думаете, почему об Узбекистане долгое время молчали мировые СМИ? Да, встречались небольшие заметки, новости, но крупных материалов не было. Только в последние годы нас стали узнавать. О нас уже писали Forbes, The Economist, The Financial Times и многие другие крупные издания. И все же пока мировая аудитория недостаточно знакома с Узбекистаном. Нужно работать над этим. Когда у страны сформирован достойный имидж на мировой арене, ее финансовое благополучие значительно укрепляется, растет приток туристов и инвестиций. Поэтому нам следует научиться взаимодействовать с иностранными журналис­тами, давать им возможность писать об Узбекистане, объективно отражая свое видение. Но тем не менее за имидж страны за рубежом ответственны в первую очередь наши журналисты.

Несмотря на трудности, которые еще предстоит преодолеть, все же хочется отметить, что мне как человеку, посвятившему журналистике не один десяток лет, сегодня интересно наблюдать за происходящими изменениями в данной сфере. А их за последние годы было немало. В частности, ключевое значение в Новом Узбекистане стали иметь широкое информирование населения и мирового сообщества о ходе реализации реформ, инициированных Президентом, осуществление общественного контроля за их исполнением. Предпринято немало серьезных шагов по обеспечению свободы слова. Благодаря этому ситуация в данном направлении сильно изменилась, что признает и мировое сообщество.

Словом, за последние годы информационная сфера Узбекистана существенно изменилась. На новый уровень поднята и работа пресс-служб. Импульс в этом направлении придало постановление главы государства «О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций» от 27 июня 2019 года. В соответствии с документом посредством пресс-конференций и брифингов активно освещается проводимая госорганами работа, обеспечивается подотчетность государственных структур населению. Необходимо отметить активизацию участия журналистов и блогеров в процессе осуществления общественного контроля. Важную роль в этом играют и созданные Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Респуб­лики Узбекистан, Университет журналистики и массовых коммуникаций. Говоря о вузе, хотел бы остановиться и на важном моменте, связанном с подготовкой кадров. Так, в большинстве случаев у нас нет прямого взаимодействия СМИ и студентов. Как преподаватель, бывает, сталкиваюсь с критикой: мол, мы не готовим хороших специалистов. К сожалению, зачастую не находим друг друга на определенном уровне, нет отточенного механизма сотрудничества, который позволил бы обеспечивать начинающих журналистов работой, а редакции – кадрами. Но, думаю, в ближайшем будущем и эта проблема останется позади.

Говоря о преобразованиях, нельзя не обратить внимания и на рост численности действующих средств массовой информации, преимущественно частных. Например, если в 2015 году в Узбекистане было более 1400 СМИ, то к 2020-му – почти 1800. Важен и тот факт, что отечественные СМИ в последние годы начали все больше уходить от количественных показателей и переходить к качественным. Представители медиа теперь формируют общественное мнение и оперативно реагируют на проблемы, тем самым выполняя функцию связующего звена между населением и властью.

Бесспорно, труд журналистов не из легких, что в своих выступлениях неоднократно подчеркивал и глава государства. Более того ежегодно в профессиональный праздник группа представителей СМИ удостаивается государственных наград. Не стал исключением и 2021-й. Так, за подписью Президента Республики Узбекистан вышел Указ «О награждении в связи с Днем работников печати и средств массовой информации группы работников сферы». Для представителей СМИ это значимое признание.

Сегодня мы с уверенностью можем утверждать: общество готово к открытому обсуждению проблем с представителями власти. Это заметно на примере социальных сетей, где граждане свободно высказываются о волнующих их вопросах, делятся проблемами. В эпоху интернета одним из мощнейших механизмов массовой коммуникации становятся элект­ронные СМИ и соцсети. Становится очевидным стремление народа участвовать в реализации реформ. Здесь важно отметить и изменения, происходящие в сознании людей. Граждане иначе общаются с представителями госорганов, их правовая грамотность растет, появляется умение отстаивать законные права и интересы. Не остается сомнений, что СМИ занимают прочное место в политике открытости Нового Узбекистана.

Однако не стоит забывать, что, строя правовое демократическое государство, мы должны следовать признанным во всем мире незыблемым требованиям и критериям журналистики. Главнейшие из этих принципов – объективность и достоверность. Любой, кто действует в информационном поле – будь то журналист или блогер, обязан соблюдать эти правила. Конечно, демок­ратию каждый человек понимает по-своему. На самом деле демократия не терпит множественных толкований. Ее требования – открытость, понимание и умение государства и общества взаимодействовать. В этом вопросе СМИ должны в первую очередь соблюдать ее основные положения.

В заключение хотелось бы сказать, что обес­печение свободы слова – процесс последовательный, и участие в нем журналистов и простых граждан – важный элемент проводимых реформ. Ведь средства массовой информации непосредственно влияют на правительственные решения, работают исходя из интересов народа. И лишь беспрепятственная их деятельность будет служить фактором устойчивого и поступательного развития государства на годы вперед. И, конечно, в сфере массмедиа, как и в других, необходимо развивать конкуренцию. Ведь благодаря ей будет улучшаться и качество любого СМИ.

Беруний Алимов.
Доктор философии по филологическим наукам (PhD), доцент УзГУМЯ.

Газета «Правда Востока», 27.06.2021

https://yuz.uz/ru/news/obektivnost-i-dostovernost—instrument-kachestvennoy-jurnalistiki?view=ukrepleniya-vzaimosvyazannosti-mejdu-tsentralnoy-aziey-i-yujnoy-azii-otvechaet-obim-interesam