Информация поглощает общество…

или Что ждет отечественную журналистику?

Встав на путь построения сильного, современного, демократического государства, Узбекистан активно внедряется в мировое сообщество. Нашу страну знают, о нашей стране говорят. Во многом это стало возможным благодаря появлению в отечественном медиапространстве открытости. Гласность и свобода слова, являющиеся основополагающими принципами демократии, теперь не чужды для нас. Об этом неоднократно говорил Президент в ходе выступлений, отмечая, что вопрос повышения эффективности деятельности СМИ (их превращение в свободную трибуну для диалога с народом) – один из приоритетных. Положительные сдвиги в сфере и перспективы отечественных медиа мы обсудили с доктором философии по филологическим наукам (PhD), преподавателем Университета журналистики и массовых коммуникаций, доцентом Узбекского государственного университета мировых языков Беруний АЛИМОВЫМ:

– Почти два десятка лет назад ХХI век был объявлен веком информации. Прошли годы, а мы уже практически полностью потеряли над ней контроль. Более того, теперь информация управляет нами.

Чего ждать дальше? Этим вопросом задаются многие международные медиаэксперты. Ситуация требует от работников сферы медиа срочных решений.

Когда мы говорим о демократии, зачастую представляется что-то абстрактное, неконкретное. И вероятно, каждый человек понимает это по-своему. На самом деле демократия не терпит множественных толкований. Единственное ее требование – открытость, понимание и умение государства и общества взаимодействовать сообща. Работники СМИ, представляющие рупор демократии, должны в первую очередь соблюдать ее основные положения. Но готова ли отечественная журналистика менять курс? Ведь массмедиа следует не только быть готовыми к таким изменениям, но и являться их непосредственными реализаторами?

Без права на опоздание

С появлением интернета профессиональная журналистика в какой-то мере утратила свою значимость, признают специалисты. На просторах Всемирной паутины стало возможным делиться мнением, распространять фото- и видеоматериалы не только для работников прессы, но и простых граждан, которых сегодня называем блогерами. В чем же их основное отличие от журналистов?

– В том, что вторые опираются исключительно на слова экспертов в той или иной области, смотрят на ситуацию с разных сторон, исключая субъективность. Первые же работают на аудиторию здесь и сейчас. Увидел, заснял, выложил в сеть – и вот готовый контент. Конечным результатом в обоих случаях становится подготовка медиапродукта, который получит аудитория. Профессиональные журналисты, как правило, более аккуратны в своей работе, так как являются лицом издания и несут ответственность за каждое сказанное слово.

Многие понимают, что любое сообщение может быть воспринято читателем за правду. Блогеры же не боятся открыто заявлять о своей позиции по тому или иному случаю, в их работе больше собственного мнения.

Блогинг как таковой появился примерно десять лет назад. Существует много спорных моментов в работе блогеров. Тем не менее это не мешает им все больше завоевывать внимание аудитории. Они заняли свою нишу, они интересны людям. Другое дело – не надоест ли это когда-нибудь читателю? Такой вопрос я задавал многим зарубежным коллегам, в ответ на него большинство заявило, что уже совсем скоро вернется настоящая журналистика с аналитическими материалами, достоверными источниками информации.

Многие развитые демократические государства переживали период застоя прессы. Это было всегда. Могу сказать, что уже сейчас тенденция меняется. Все больше потребителей находятся в поиске качественного контента, информации, которая будет исходить от официального проверенного источника. Фейки уже не так цепляют: публика устала от провокаций со стороны массмедиа.

– Конкуренция – лучший стимул работать над собой, чему нужно учиться многим, – продолжает Б. Алимов. – Журналистика в Узбекистане не такая сильная. Основная причина в том, что она долгие годы существовала только потому, что должна была быть. Перед ней не стояли четкие глобальные цели, ориентиры и задачи.

Работая в этой области вот уже почти 30 лет, уверен: именно сейчас пришло время кардинальных перемен. Пока не начнут меняться журналисты, сфера так и не преодолеет застоя. Аудитория читает того, кто дал информацию первым. Поэтому мы не имеем права опаздывать. Объясню ситуацию следующим образом. Представьте: блогеры – это врачи “скорой помощи”, чья основная задача – оказать первую необходимую помощь. То есть удовлетворить обычную потребность человека в информации. Поэтому они всегда появляются в нужном месте и в нужное время. Выложили пост – и на этом работа окончена. А кто будет ставить диагноз? Естественно, профессиональный доктор, то бишь журналист, прошедший соответствующую подготовку и владеющий теорией, применимой на практике.

Профессиональный взгляд изнутри нужен всегда и везде. В нашей стране действует более десяти законов, регулирующих деятельность средств массовой информации. А недавно принят Кодекс профессиональной этики журналистов. Подобный документ нужен и блогерам. В настоящих условиях это необходимо, так как будет способствовать формированию свода этических норм и правил в сфере.

Наша аудитория – целый мир

– И все же чего не хватает современной журналистике, чтобы на деле стать “четвертой властью”? Увы, недостает креативного и творческого подхода в работе большинства представителей сферы. Многие думают, что, получив диплом, они обрели дело жизни. Это так, но постоянную работу над собой еще никто не отменял. Журналистика – сфера мобильная, она не стоит на месте.

Заметил, многие журналисты перестали читать художественную литературу. Конечно, порой на это не хватает времени, но ведь саморазвития никто не отменял.

Что касается изменения подходов к работе. Как давно вы встречали на просторах наших СМИ новые форматы подачи информации, такие как, например, лонгрид?

Да, очерки, памфлеты и фельетоны уже не читают. Все это осталось в теоретических книгах по журналистике. Выходит, что мы ждем качественную журналистику, а сами меняться не хотим… Привыкли говорить о том, что границы в информационном пространстве стерты и рамок уже нет. Это правда. Ограничений не чувствуется, значит, пришло время работать в полную силу, без страха и боязни.

Необходимо четко принять и осознать тот факт, что наша аудитория – это целый мир. Узбекистан смело входит в мировое информационное пространство, так как этого требует время.

Есть над чем работать

– Исчезнет ли журналистика с появлением технологий? Нет. Журналисты востребованы в XXI веке как никогда прежде. Но есть проблема, стоящая в сфере особенно остро, и связана она с подготовкой кадров. В США, к примеру, студенты факультетов журналистики имеют прямой доступ к редакциям СМИ. У них выстроены тесные взаимоотношения, так как обе стороны заинтересованы друг в друге. У нас ситуация отличается: между студентами и СМИ отношения сугубо официальные, порой их и вовсе нет.

Хотелось бы, чтоб существовал механизм взаимодействия вузов, готовящих журналистов, с соответствующими государственными структурами. Необходимо ближе работать с заказчиком кадров. Как преподаватель часто сталкиваюсь с критикой: мол, мы не готовим хороших специалистов. К сожалению, пока не находим друг друга на определенном уровне, нет отточенного механизма сотрудничества, который позволил бы обеспечивать начинающих журналистов работой, а редакции – кадрами.

Есть и другая проблема, существующая в нашей сфере – слабый подход к изучению аудитории. Следует понимать, на кого рассчитана работа, важно учитывать все.

Американские издания, к примеру, ежедневно проводят исследования своей аудитории. У многих газет даже разработан образ постоянного и потенциального читателя, который вобрал все факторы, вплоть до возраста и телосложения. Выходит, они пишут не для массы, а для конкретного человека, следовательно, знают, что писать и какой медиапродукт будет востребован.

– Работая над изучением темы формирования имиджа страны за рубежом, с уверенностью скажу, насколько важна роль работников СМИ в глобальном масштабе, – продолжает Б. Алимов. – Вот интересный случай из истории пиара. В 1960-х известный западный пиармен провел исследование по Пуэрто-Рико – маленькому государству Латинской Америки. По его итогам он подготовил серию больших статей, публикуя которые, рассказывал широким массам о существовании страны, пробудив в американцах интерес к ней.

Почему об Узбекистане долгое время молчали мировые СМИ? Да, были небольшие заметки, новости, но крупных материалов не было. Только в последние годы нас стали узнавать. О нас уже писали “Forbes”, “The Economist”, “The Financial Times” и многие другие крупные издания. И все же пока мировая аудитория недостаточно знакома с Узбекистаном. Нужно работать над этим. Когда у страны сформирован достойный имидж на мировой арене, ее финансовое благополучие значительно укрепляется, растет приток туристов и инвестиций. Поэтому нам следует научиться взаимодействовать с иностранными журналистами, давать им возможность писать об Узбекистане, объективно отражая свое видение. Но тем не менее за имидж страны за рубежом ответственны в первую очередь наши журналисты.

Для успешного функционирования представители СМИ должны видеть желание и стремление быть открытыми от руководителей разных организаций, ведомств и структур. Мы видим, насколько прозрачной становится деятельность государственных органов. Однако еще остались управленцы, которые не полностью осознали важность взаимодействия с массмедиа.

Есть над чем работать. В эпоху крупных перемен, когда предоставлены все возможности и необходимые условия, мы не имеем права не воспользоваться ими.

Беседовала
Евгения Юн.
“Правда Востока”

21.02.2020г.